kanaev55 (kanaev55) wrote,
kanaev55
kanaev55

СТАНЕТ ЛИ ИРАК ИГОЛОЧКОЙ ДЛЯ НЕФТЯНОГО ПУЗЫРЯ???

http://www.rbcdaily.ru/2011/07/13/tek/562949980627660
Петр Гельтищев
Впервые с весны 2003 года Багдад объявил о том, что уровень добычи нефти в стране достиг 2,75 млн барр. в сутки. В краткосрочной перспективе сохранение тренда, как полагают эксперты, сулит дополнительные прибыли работающим в Ираке компаниям, в том числе и российским. Однако впоследствии амбициозные планы иракского руководства по наращиванию поставок могут негативно сказаться на цене сырья.

В начале 2003 года, несмотря на действие экономических санкций, Ирак поставлял на мировой рынок около 2,3 млн барр. нефти в сутки. Действия же международной коалиции привели к фактически полному прекращению работы нефтяной отрасли страны. К 2007 году удалось выйти только на уровень добычи в 1,9 млн барр. в сутки.

О выходе на 2,75 млн барр. в сутки сообщило вчера Министерство нефти Ирака. Причем показатели оказались даже выше запланированных — такие объемы рассчитывали получить только к следующему году.

Впрочем, Багдад и теперь не намерен останавливаться на достигнутом. К 2017 году планируется обойти лидера мировой нефтедобычи Саудовскую Аравию и извлекать более 12 млн барр. в сутки. По последним данным, саудиты сегодня добывают 9,6 млн барр. в сутки. Для компаний, ведущих разработку иракских месторождений, это может означать дополнительные прибыли. В том числе это касается и российских компаний — ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», занимающихся реализацией сервисных контрактов на месторождениях «Западная Курна-2» и «Бадра» соответственно. По условиям заключенных с иракским правительством контрактов ЛУКОЙЛ будет получать 1,15 долл. за каждый баррель, добытый свыше уровня в 120 тыс. барр. в сутки. «Газпром нефть» будет получать вознаграждение в размере 5,50 долл. за баррель после того, как уровень добычи на месторождении достигнет 15 тыс. барр. в сутки.

В то же время, по мнению начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, на пути развития бизнеса как российских, так и западных компаний могут возникнуть серьезные препятствия. «Перед Ираком стоит та же задача, что и перед Россией, — максимизация добычи. Но все упирается в отсутствие необходимой инфраструктуры», — отметил эксперт. С ним соглашается и аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин, по словам которого, острее инфраструктурных вопросов стоит разве что вопрос политической нестабильности. Так, эксперт напомнил, что Ирак испытывает серьезные трудности с водой, необходимой для разработки месторождений. Причем ситуация осложнится уже в обозримой перспективе, поскольку турецким правительством была утверждена программа развития гидрогенерации на реках Тигр и Евфрат. Это неизбежно приведет к перебоям с водой в расположенном ниже по течению рек Ираке, поскольку Турция будет аккумулировать воду для генерации в водохранилищах. «Для разработки иракских месторождений требуется около 6—8 млн барр. воды. Можно, по примеру Саудовской Аравии, использовать морскую воду, но такой водопровод обойдется примерно в 10 млрд долл.», — пояснил Виталий Громадин, добавив, что общая стоимость инфраструктуры, необходимой для достижения прогнозных показателей добычи, включая нефтепроводы и порты, может достигать 50 млрд долл. Ранее ЛУКОЙЛ уже объявил, что готов вложить в создании инфраструктуры в Ираке более 0,5 млрд долл.

Однако если инфраструктурные проблемы будут решены и Ирак действительно выйдет на желаемые показатели добычи, то на мировом рынке нефти возникнет новая проблема — перепроизводство. «Пока цены на нефть высоки, в этом нет смысла, но когда Ирак достигнет уровня добычи в 3 млн барр. в сутки, ОПЕК должна будет собраться и ввести для него квоты. В противном случае предложение может сильно превысить спрос и цены начнут падать», — подытожил эксперт
Tags: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, мировой рынок нефти
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments