kanaev55 (kanaev55) wrote,
kanaev55
kanaev55

Конструктивная критика программы П.Грудинина. N4 ("Второй шаг").

Предыдущая 3 часть здесь

   Сегодня я попытаюсь дать анализ "второму шагу" грудининской программы.Содержание этого фрагмента программы распадается на три логические части.Первая (и самая важная,на мой взгляд) - это попытка более эффективно использовать международные резервы РФ.Вторая - обоснование и стремление отказаться от участия в ВТО.
И последняя - постановка задачи по ограничению доступа иностранного спекулятивного капитала.
Ниже для удобства я привёл полностью "второй шаг" программы П.Грудинина.
2. Восстановление экономического суверенитета России. В кубышке правительства несколько триллионов рублей. Но эти колоссальные средства переданы в управление иностранных финансовых организаций. Те триллионы рублей, что хранятся в банках и долговых обязательствах США, мы сделаем капиталовложениями в производство, науку и образование. Новая власть избавит российскую экономику от тотальной долларовой зависимости. Создаст финансовую систему в интересах государства и граждан страны. Мы ограничим доступ иностранного спекулятивного капитала к российскому рынку. Откажемся от участия в ВТО, ведь за 4 года пребывания в этом экономическом карцере мы получили более триллиона рублей прямых убытков и 5 триллионов – косвенных.
https://kprf.ru/activity/elections/171941.html
**************
Использование международных резервов.
  Итак насколько резонно и реально стремление авторов программы пустить определённую часть наших резервов на общественно-экономическое развитие России.Для того,чтобы дать ответ на этот нетривиальный вопрос (хотя бы в первом приближении,как бы выразились математики) нам необходимо,как мне представляется,ознакомиться  по крайней мере с тремя наиболее важными показателями.
1)Это абсолютные размеры наших резервов и их динамика за достаточно длительный период (допустим 2000-2018гг.)
2)Динамика чистого вывоза капитала из РФ за тот же период.
3)Международные нормы достаточности золото-валютных резервов стран мира.
    Теперь посмотрим статистику Банка России.Что же мы  видим? В первую очередь огромный рост объёма наших резервов ( с примерно 20 млрд.$ до 430 млрд.$ в настоящее время).Понятно,что за 18 лет значительно возросла и экономика России,но тем не менее мы можем смело говорить о том,что темпы роста международных резервов РФ в несколько раз опережали темпы роста её ВВП.
И вполне возможно,что запас резервов со временем стал даже несколько чрезмерным и какие-то его объёмы  попросту лежат мёртвым грузом без какого-либо полезного применения.
   Однако,однако с другой стороны, несмотря на общий тренд  роста наших резервов мы видим,что в  периоды кризисов (2008-2009гг. и 2014-2016гг.) они  достаточно серьёзно сокращались (за 2 года каждого кризиса примерно на 190-200 млрд.$).Что мы должны,разумеется,иметь ввиду в ходе своих расчётов оптимального размера резервов.
Динамика международных резервов РФ (2000-2018гг.)

  Объёмы чистого вывоза капитала из РФ можно посмотреть в этой табличке.

Источник
***************************************************************************
 Следовательно, достаточный размер резервов,на мой взгляд, должен включать в себя не только некоторый  объём для покрытия текущего импорта товаров и услуг (этот период равен 3 месяцам по международным стандартам),но и более серьёзный объём необходимый для решения проблем в период возможного очередного экономического кризиса (около 200 млрд.$).
   Для России,таким образом,расчётная сумма будет равна 25 млрд.$(~месячный импорт за 2017г.)Х3=75~80 млрд.$ + 200млрд.$ (кризисный объём)=280 млрд.$
Теперь, если мы для подстраховки добавим ещё один трёхмесячный объём (80 млрд.$),то и тогда чисто гипотетически мы получим довольно приличную "свободную сумму" резервов 430-(280+80)=70 млрд.$ или по обменному курсу порядка 3,9 трл.руб.
Достаточность международных резервов отдельных стран для покрытия импорта товаров и услуг по состоянию на 1 января 2016 года
  Таким образом,в первом приближении,на мой взгляд,в стабильной социально-экономической обстановке новое правительство могло бы рассчитывать на дополнительное привлечение как минимум 4-5 трл.руб. для реализации своих наиболее перспективных или наиболее неотложных социально-экономических проектов.
Но только тех проектов,которые были бы способны в течение относительно небольшого срока (1-5 лет) приносить реальные результаты.
*******************************************************************
Отказ от участия в ВТО.
Что же касается стремления авторов отказаться от участия в ВТО,а также их обоснование этого решения,то на мой взгляд, статистика экономического развития РФ в период 2012-2017гг. cовершенно не подтверждает их выводов о вреде,который якобы был причинён  экономике РФ после её вступления в ВТО.
Начнём с того,что членами ВТО уже являются 164 страны,из которых бОльшая часть втупила в эту организацию ещё в 1995г. и надо полагать,что все они до сих пор отнюдь не разочарованы своим присутствием в ней,так как обратного потока (из ВТО на свободу) совершенно не наблюдается.Здесь же следует добавить,что опять же бОльшая часть из 164 стран уступает в экономическом развитии России и следовательно тезис о неравноправном партнёрстве РФ с остальными членами ВТО тоже не проходит.Но это всё пока были, так сказать, общие рассуждения.Теперь перейдём к экономической аргументации.
  Посмотрим как вступление РФ в ВТО ( в августе 2012г.) отразилось на её экономике.У Росстата есть такой проверенный временем индикатор - "Доля импорта в объёме ресурсов розничной торговли по РФ".
C помощью этого показателя мы с лёгкостью сумеем выяснить вызвало ли вступление в ВТО какую-либо экспансию  импортной продукции  и если она была, то в какие годы и в каких объёмах.За базу (точку отсчёта) возьмём год вступления РФ в ВТО 2012г.
  Cмотрим документ Росстата и что же мы видим.А видим мы,что в следующем 2013г. доля импорта во всех потребительских товарах осталась неизменной.В последующие же годы,когда,кстати,Россия приняла контрсанкции, она только сокращалась.Из этого напрашивается вывод о том,что членство в ВТО никоим образом не сказалось негативно на экономике России.
Разумеется,нельзя замолчать и другой факт - падение промышленного производства в РФ в период зарождения и развития кризиса (2014-2016гг.).Но это падение было вызвано именно экономическим кризисом, обвалом цен на главный экспортный товар России - на энергоресурсы.
В предыдущем кризисе 2008-2009гг. наша промышленность падала ещё больше,но членом ВТО мы в то время ещё не являлись.Одним словом,у меня сложилось впечатление,что падение промышленного производства в период кризиса авторы грудининской программы попросту списали на её членство в ВТО,прозевав куда более серьёзное уменьшение доли импорта в ресурсах розничной торговли РФ.

Обновлено 22.11.2017
Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации1)
(в процентах)
Доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами
2005 45 36
2006 46 35
2007 47 36
2008 44 33
2009 41 33
2010 44 34
2011 43 33
2012 44 34
2013 44 36
2014 42 34
I квартал 43 36
II квартал 41 33
III квартал 41 32
IV квартал 44 36
2015 38 28
I квартал 41 29
II квартал 34 26
III квартал 37 27
IV квартал 39 30
2016 38 23
I квартал 38 24
II квартал 36 22
III квартал 39 22
IV квартал 40 24
2017
I квартал 36 23
II квартал 33 21
III квартал 35 22
1) Статистическая информация с квартальной периодичностью за 2005-2013 гг. размещена в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). Рекомендуемый для работы браузер: Google Chrome.
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/importexchange/#
О международных спекулянтах.
Надо сказать,что как пользы так и вреда от этой категории деловых людей не очень много.Но тем не менее,когда у того или иного государства возникает срочная потребность в привлечении иностранной валюты,то оно через повышение учётной ставки своего центробанка как правило может рассчитывать на деньги спекулянтов (иногда весьма серьёзные до нескольких десятков млрд.$).Кроме того,деньги спекулянтов делают более ликвидными ценные бумаги любой страны.Одним словом,государству,на мой взгляд,не стоит добровольно отказываться от услуг международных спекулянтов.
Tags: Грудинин, выборы - 2018г., программа П.Грудинина, эффективность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments